НАХОДКИ

imageВы нашли забытое или утерянное имущество?! Разместите свою информацию о найденном в этом разделе Бюро Находок

ПОТЕРИ

imageВы потеряли или у Вас похитили имущество?! Заходите в Бюро Находок и размещайте информацию о пропаже

ОЧЕВИДЦЫ

imageЕсли Вы стали свидетелем происшествия (ДТП, кража, драка и т.п.), опишите событие, очевидцем которого вы стали в этой рубрике Бюро Находок

Мы в контакте Наша группа на odnoklassniki.ru

 

Порядок замены (восстановления) трудовой книжки

Каков порядок восстановления трудовой книжки в случае ее утери по вине работодателя, а также по вине самого сотрудника?

Основными нормативными документами, регулирующими порядок ведения, хранения и восстановления трудовых книжек, являются Трудовой кодекс РФ, постановления Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках», которым утверждены Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, и Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек».

В соответствии с п. 31 Правил ведения и хранения трудовых книжек изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225, работник, утративший трудовую книжку, обязан немедленно заявить об этом работодателю по последнему месту работы. Если работник до поступления в данную организацию уже работал, работодатель принимает меры к получению документов, подтверждающих этот факт. На основании надлежаще оформленных документов выдает работнику дубликат трудовой книжки не позднее 15 дней со дня подачи работником заявления.

Установление факта работы, сведений о профессии (должности) и периодах работы осуществляется на основании кадровых, бухгалтерских и иных документов, имеющихся у работника или работодателя (трудовой договор, ранее выданные справки с места работы, расчетные листки и т. п.). В случае, когда документы не содержат полностью указанные выше сведения о работе в прошлом, в дубликат трудовой книжки вносятся только имеющиеся в документах сведения. Оригиналы документов, подтверждающих стаж работы, после снятия с них копий и надлежащего их заверения работодателем или кадровой службой возвращаются их владельцу (п. 7.1 и 7.2 Инструкции). Если документы не сохранились, стаж работы, в том числе установленный на основании свидетельских показаний, может быть подтвержден в судебном порядке.

При поступлении на работу к новому работодателю при представлении документов, подтверждающих работу в прошлом, также оформляется дубликат трудовой книжки (п. 7.2. Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69).

Если документы, на основании которых вносились записи в трудовую книжку, не содержат полных сведений о работе в прошлом, в дубликат трудовой книжки вносятся только имеющиеся в этих документах сведения. Оригиналы документов, подтверждающих стаж работы, после снятия с них копий и надлежащего их заверения работодателем или кадровой службой возвращаются их владельцу. Работодатель обязан оказать содействие работнику в получении документов, подтверждающих стаж его работы, предшествующий поступлению на работу к данному работодателю.

Если работником утрачена трудовая книжка, то при приеме на работу по его письменному заявлению работодателем также может быть оформлена новая трудовая книжка (ч. 5 ст. 65 ТК РФ).

Специального порядка восстановления трудовых книжек, утерянных по вине работодателя, нормативными правовыми актами не установлено, в связи с чем восстановление трудовых книжек осуществляется по аналогии с порядком, установленным для восстановления утраченных трудовых книжек по вине работника.

При массовой утрате работодателем трудовых книжек работников в результате чрезвычайных ситуаций (экологические и техногенные катастрофы, стихийные бедствия, массовые беспорядки и другие чрезвычайные обстоятельства) трудовой стаж этих работников устанавливается комиссией по установлению стажа, создаваемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с Порядком установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций, утв. Постановлением Минтруда России от 24.06.1994 N 50. В состав такой комиссии включаются представители работодателей, профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, а также других заинтересованных организаций.

Установление факта работы, сведений о профессии (должности) и периодах работы у данного работодателя осуществляется комиссией на основании документов, имеющихся у работника (справка, профсоюзный билет, учетная карточка члена профсоюза, расчетная книжка и т. п.), а в случае их отсутствия — на основании показаний двух и более свидетелей, знающих работника по совместной с ним деятельности у одного работодателя или в одной системе (п. 34 Правил ведения и хранения трудовых книжек).

Если работник до поступления к данному работодателю уже работал, то комиссия принимает меры к получению документов, подтверждающих этот факт. По результатам работы комиссии составляется акт, в котором указываются периоды работы, профессия (должность) и продолжительность трудового стажа работника. Работодатель на основании акта комиссии выдает работнику дубликат трудовой книжки.

Какую ответственность несет работодатель в случае утери трудовой книжки сотрудника?

Согласно п. 45 постановления Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225 «О трудовых книжках» ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя. Ответственность за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) работодателя. За нарушение установленного Правилами N 225 порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При задержке выдачи работнику трудовой книжки по вине работодателя, в том числе при ее утрате, работодатель обязан возместить работнику не полученный им за все время задержки заработок (ст. 234 ТК РФ). Работник также может рассчитывать на компенсацию ущерба, понесенного в связи с восстановлением своей трудовой книжки, в общем порядке на основании ст. 232, 233, 235 Трудового кодекса РФ в полном объеме (стоимость бланка, расходы на сбор справок из других организаций, архивов и т. п.).

Если при утрате работодателем трудовой книжки работнику причинен моральный вред, ему выплачивается денежная компенсация. При споре факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом (ст. 237 ТК РФ). Причинение морального вреда доказывается работником. Согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага.

Ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за нарушение законодательства о труде и об охране труда, в том числе за нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц – в размере от 1000 до 5000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц – от 300 до 500 руб. (ст. 13.20 КоАП РФ).

За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек также возможна ответственность, установленная статьями Уголовного кодекса Российской Федерации: 140 «Отказ в предоставлении гражданину информации», 292 «Служебный подлог», 325 «Похищение или повреждение документов, штампов, печатей...».

Если работник вел трудовую деятельность на территории бывшего СНГ или за рубежом, каков порядок восстановления трудовой книжки в данном случае?

На территории Российской Федерации ведутся трудовые книжки установленного образца (ст. 66 ТК РФ). В настоящее время на территории Российской Федерации применяются две формы трудовых книжек, обладающие одинаковой силой, формы которых утверждены постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 г. N 656 и постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 г. N 225. Правила оформления и ведения трудовых книжек распространяются как на граждан РФ, так и на иностранцев и лиц без гражданства (ч. 5 ст. 11 ТК РФ).

Исходя из обязанности работодателя вести трудовую книжку на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней, установленной ч. 4 ст. 65, ч. 3 ст. 66 Трудового кодекса РФ; п. 3 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225, он обязан завести на иностранного работника новую трудовую книжку.

Трудовые книжки иностранных государств в России не действуют. Письмом Управления правового обеспечения Федеральной службы по труду и занятости от 15.06.2005 г. N 908-6-1 «Об оформлении трудовой книжки для иностранного работника» разъяснено, что в случае представления иностранным работником трудовой книжки иностранного образца работодатель не вправе вносить в нее какие-либо записи, а также делать в российскую трудовую книжку записи о трудовом стаже иностранного работника на основании трудовой книжки иностранного государства. Трудовая книжка иностранного образца хранится в личном деле для подтверждения трудового стажа работника.

Если иностранным работником представлена трудовая книжка, форма которой утверждена постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 г. N 656, где первоначальные сведения о работе внесены на русском языке, а другая часть сведений на национальном языке, в этом случае новая трудовая книжка не заводится. В представленную трудовую книжку вносится соответствующая запись на русском языке.

В случае утраты работником трудовой книжки иностранного образца со сведениями о работе в ином государстве вопрос о восстановлении утраченной трудовой книжки разрешается соответствующими органами той страны, где осуществлялась трудовая деятельность.

Татьяна ГУСЕЛЬНИКОВА